С 15 июня 2017 г. граждане стран ЕС не будут платить за роуминг на территории сообщества. Для лиц, приехавших в Евросоюз из-за его пределов со своими SIM-картами, все останется по-старому. Поскольку европейские операторы захотят компенсировать убытки, возможно повышение цен на другие услуги мобильной связи в ЕС и на роуминг для иностранцев.
Отмена роуминга
На территории Евросоюза отменена доплата за роуминг для абонентов, которые пользуются услугами местных сотовых операторов. Теперь в любой стране Евросоюза его граждане будут платить за мобильную связь столько же, сколько у себя дома. В официальном заявлении Еврокомиссия называет день отмены роуминга «историческим».
Для иностранцев, в том числе россиян, ничего не изменится – если они будут пользоваться в Европе услугами своих национальных операторов, роуминг для них будет платным. Более того, стремясь компенсировать потерю части дохода в Европе, местные операторы могут поднять расценки на роуминг для приезжих. Этого опасаются российские операторы «Мегафон» и Tele2, опрошенные информационным агентством ТАСС. Сами российские операторы не планируют этим летом повышать цены на роуминг.
Реальная стоимость роуминга
Помимо отмены доплаты за роуминг со стороны абонента, Совет ЕС в конце апреля отрегулировал расчеты между операторами стран Евросоюза. С 15 июня 2017 г. операторы из разных стран ЕС при обслуживании чужого абонента на своей территории могут взимать друг с друга не более €0,032 за минуту разговора и €0,01 за СМС. Надбавка за трафик должна быть постепенно снижена с €7,7 за 1 ГБ в 2017 г. до €2,5 в 2022 г. Абоненты из стран Евросоюза перестали доплачивать за роуминг
Абонентов эти расчеты не касаются, для них роуминг будет бесплатным. Однако европейские операторы, вынужденные расплачиваться друг с другом, могут поднять расценки на другие услуги. Часть операторов начала делать это уже весной 2017 г.
История вопроса
Снижение цен на роуминг в пределах Евросоюза обсуждалось с 2004 г. В 2007 г. в ЕС был принят закон, который снизил тарифы на 60%. В 2013 г. Еврокомиссия задумалась об окончательной отмене роуминга. На пленарной сессии Европарламента 27 октября 2015 г. единогласным голосованием было принято решение о полной отмене мобильного роуминга внутри ЕС с 15 июня 2017 г. Закон приняли в первом чтении без единой поправки.
Закон запрещает взимание дополнительной оплаты за звонки, отправку SMS и использование мобильного интернета в роуминге как на территории всех 28 стран, входящих в ЕС, включая Великобританию, так и на территории Европейской экономической зоны. В эту зону помимо стран ЕС входят три страны из Европейской ассоциации свободной торговли – Исландия, Норвегия и Лихтенштейн.
Плату за роуминг отменяли в два этапа. Начиная с 30 апреля 2016 г., дополнительные сборы были существенно ограничены. Закон отдельно оговаривает случаи, когда мобильный оператор не в состоянии покрыть свои издержки без доплаты за роуминг и вынужден в связи с этим менять расценки на локальную связь. В таких случаях национальные регулирующие органы могут выдать оператору разрешение на минимальные надбавки для компенсации расходов.
Отмена роуминга в России: как лучше, или как всегда?
Возможно, уже к концу этого года, тарифы сотовой связи для российских абонентов не будут меняться при перемещении по стране: 28 июня в Государственной Думе РФ был зарегистрирован законопроект об отмене национального роуминга. Мы попросили эксперта разъяснить, почему плата за роуминг взимается сейчас, что означает текст закона в переводе с сухого языка юридического документа и как новая законодательная норма отразится на абонентах.
Отмена национального роуминга — мировая тенденция. Так, с 15 июня перестал действовать роуминг во всех странах Евросоюза. Дискуссия об отмене роуминга в России шла с начала года, но только в прошлом месяце был предпринят первый шаг по подготовке законодательной базы. Как отметили внёсшие законодательную инициативу депутаты Госдумы: «национальный роуминг является архаизмом, а его отмена будет способствовать развитию рынка связи, повысит уровень прозрачности и сделает тарифы связи понятными для абонентов». Законодательную инициативу депутатов можно только приветствовать, но насколько проработан закон и как он отразится на нас? На эти и другие вопросы нам ответил эксперт аналитического агентства TelecomDaily Илья Шатилин.
Почему вообще в России существует внутрисетевой роуминг? Оператор же один, сеть одна.
Исторически в России для каждого субъекта федерации выдаётся своя лицензия на оказание услуг связи. Ранее в каждом регионе был свой оператор, например, МТС в Москве, МегаФон в Санкт-Петербурге и так далее. Так что лет пятнадцать назад национальный роуминг действительно имел место: в другом регионе вы попадали в сеть другого оператора. После консолидации рынка под эгидой «большой четвёрки» роуминг стал внутрисетевым. Он существует из-за того, что законодательство предусматривает маршрутизацию вызовов между регионами через сеть так называемого «зонового» оператора (это, например, «Ростелеком»), который взимает за них плату. Поэтому такие звонки имеют более высокую себестоимость. Для интернет-трафика таких правил нет. Поэтому, когда МТС, например, взимает дополнительные 15 рублей в день за выход в Интернет в другом регионе — это чистой воды заработок денег из воздуха.
Отмена роуминга в России
В чём суть нового законопроекта? Роуминг подразумевается именно внутрисетевой по всей территории?
В законопроекте говорится о национальном роуминге. Авторы, возможно, не понимают, о чём говорят, и мешают всё в одну кучу. Например, в тексте есть такой пассаж: «Оплата телефонных соединений между абонентами в пределах территории Российской Федерации осуществляется по единому тарифу услуг соответствующего оператора независимо от места нахождения в пределах территории Российской Федерации как вызывающего, так и принимающего абонента». Это, в частности, полностью уничтожает междугороднюю связь, она, по логике авторов, должна стоить как местная. А это приведёт к тому, что местные соединения подорожают до уровня междугородних, а не наоборот.
Также говорится: «Кроме того, законопроектом устанавливается отмена платы за телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, если такое телефонное соединение установлено с абонентом, находящимся за пределами территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный данному абоненту абонентский номер». Это вообще очень странная формулировка. Входящие и так бесплатны для всех, независимо от того, где находится вызывающий абонент.
Возможно, имеется в виду межоператорский интерконнект. Это взаиморасчеты, при которых оператор вызывающего абонента платит оператору вызываемого. Данное правило существует с 2006 года, когда были законодательно введены бесплатные входящие звонки и установлен межоператорский тариф 95 копеек за минуту. Но в этом случае законопроект вообще рушит всю систему взаимоотношений между операторами связи: получится, что абонент, принимающий звонки из других регионов, станет убыточным для оператора. Сейчас же такой абонент не убыточный, потому что даже если он не звонит сам, то оператор получает за него деньги от тех, кто звонит ему.
Как, исходя из формулировок законопроекта, отмена роуминга скажется на абонентах?
Никак. Может подорожать местная связь, но законопроект в таком виде никто не примет. Во-первых, в законопроекте не говорится об отмене правил маршрутизации. Поэтому он никак не сможет ликвидировать внутрисетевой роуминг. Во-вторых, практически у всех операторов есть пакетные тарифы, где звонки при нахождении в любых регионах стоят одинаково, поэтому для тех, кто часто перемещается по стране, проблемы не существует. А таких людей всего 2%.
Кому может быть выгоден законопроект?
В таком виде он никому не выгоден, кроме популистов и абонентов, пользующихся мобильной связью в небольших объёмах. На дешёвых тарифах за внутрисетевой роуминг действительно взимается плата. Некоторые постоянно ездящие люди намеренно выбирают более дорогой тариф ради безроумингового пространства по всей стране, и они смогут сэкономить. Но выпадающие доходы операторы постараются компенсировать подорожанием базовой услуги.
Недавно в Евросоюзе отменили плату за роуминг. Как это сказалось на абонентах?
Пока рано говорить. Для европейских операторов взаиморасчёты остались. В малопопулярных с туристической точки зрения странах операторы могут повысить цены на базовые услуги, потому что абоненты оттуда будут ездить в другие страны, а операторы за них платить. А к ним никто не будет ездить, и не удастся компенсировать эти затраты за счёт платежей операторов из других стран. Но произойдет это позже, не сейчас.
ФАС обязала «большую четвёрку» изменить необоснованные тарифы на роуминг
Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждение четвёрке операторов мобильной связи: ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон» и ООО «Т2 Мобайл». Сотрудники ФАС России установили признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 «Закона о защите конкуренции». В частности, операторы были обвинены в установлении и поддержании разных тарифов на услуги сотовой связи в домашнем регионе и поездках по России. Напомним, что в Государственной Думе РФ был зарегистрирован законопроект об отмене национального роуминга. Мы спросили эксперта, чтобы выяснить, что это может означать для обычных абонентов и к чему им стоит готовиться.
По состоянию на сегодняшний день, вышеперечисленные операторы предлагают своим клиентам четыре категории тарифных предложений:
Самые дорогие тарифы без каких-либо доплат при поездках за пределы домашнего региона, если они не превышают включенного в пакет объёма услуг. Они включают определённое количество минут, SMS и Интернет-трафика. Далее идут тарифные планы среднего ценового сегмента. В них объём минут, SMS и Интернет-трафика действует только на территории домашнего региона, а при выезде за его пределы услуги связи тарифицируется согласно базовым тарифам. В рамках третьей категории тарифов осуществляется повременная оплата за объём оказанных услуг, в том числе при поездках за пределы домашнего региона. Четвёртая категория тарифов предлагает пользователям специальные подключаемые услуги, предусматривающие за дополнительную абонентскую плату возможность получать услуги связи по ценам домашнего региона.
При этом чем дороже тарифный план, тем меньше для его пользователя разница в тарифах на услуги сотовой связи в домашнем регионе и за его пределами. После анализа ценовых предложений и условий технической организации оказания услуг связи ФАС России установила, что эти действия со стороны операторов ни экономически, ни технологически не обоснованы.
Так, перечисленная четвёрка операторов мобильной связи должна пересмотреть тарифы на услуги связи в поездках и внести изменения, исключив необоснованную разницу цен. Операторы должны изменить условия тарифных планов в течение 14 дней с момента получения предупреждения, уведомив абонентов о таких изменениях в порядке, установленном действующим законодательством, — за 10 дней до введения новых условий.
Роскомнадзор оценил качество связи операторов «большой четверки»
Роскомнадзор совместно с филиалом ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» провели исследование, в рамках которого оценили качество связи операторов «большой четвёрки» в Москве. Специалисты проверяли качество голосовой связи по четырём ключевым параметрам: количество неуспешных соединений, обрывов, средней разборчивости речи и числе неразборчивых соединений. Также была оценена работа SMS-сервисов путём измерения среднего времени доставки и числа недоставленных сообщений. Мобильный Интернет тестировался по показателям средней скорости передачи данных, доли неуспешных TCP/IP-соединений, неуспешных сессий по протоколу HTTP и продолжительности успешных сессий.
Исследование проводилось с 3 апреля по 21 июля этого года по утверждённой Минкомсвязью методике. Измерения проходили на магистральных дорогах, улицах общегородского и местного значения, подъездах к железнодорожным вокзалам и аэропортам. Общее количество голосовых соединений составило от 10 700 до 12 600 для каждого оператора, было проведено около 3 400 попыток соединения с сервером передачи данных HTTP на загрузку данных, а общее количество тестовых сессий по HTTP при веб-сёрфинге составило от 6 000 до 6 600.
По итогам тестирования наибольшее количество неуспешных попыток голосовых соединений было в сети «Вымпелком» — 15,1%. Лучшим же по этому показателю стал «МегаФон» — 0,7%, у МТС и Tele2 результаты составили 0,8% и 1,2% соответственно. Также у «Вымпелкома» оказалось больше всего соединений с низкой разборчивостью речи — 4,3%. А вот у Tele2 этот показатель составил 0,1%. При этом показатель по средней разборчивости речи у Tele2 также оказался самым высоким.
Зато «Вымпелком» оставил позади конкурентов по количеству доставленных SMS-сообщений — все 100% отправленных сообщений были получены адресатом. Больше всех теряет SMS-сообщения МТС — 2,4% от общего числа отправленных. Также у MTC самый низкий процент неуспешных соединений IP/TCP и HTTP — 0,6% и 0,8% соответственно. Самая высокая скорость мобильной передачи данных была зафиксирована у «МегаФона» — 13,1 Мбит/с. При этом у «МегаФона» оказался и самый высокий показатель неуспешных соединений по IP/TCP и HTTP — 3% и 4,4% соответственно. У МТС средняя скорость составила 10,1 Мбит/с, у Tele2 — 9,4 Мбит/с, у «Вымпелкома» — около 5 Мбит/с.
Представители «Вымпелкома» уже заявили, что не согласны с результатами данного исследования. Оператор утверждает, что по результатам собственных независимых измерений их показатели количества неуспешных попыток голосового соединения, доля соединений с низкой разборчивостью речи и средняя скорость передачи данных сопоставимы с конкурентами. Компания намерена запросить у Роскомнадзора все лог-файлы измерений для анализа и проверки их достоверности.
«Это категорически недостоверная информация по целому ряду параметров», — заявила представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.
Представители «МегаФона» рассказали, что используемая для измерений Роскомнадзором методика была согласована со всеми операторами. При этом компания считает, что проведённый тест не до конца отображает реальное поведение абонентов. Например, в ходе измерения не учитываются разные режимы выбора телефоном сети 2G, 3G или 4G. Сейчас Роскомнадзор измеряет все эти данные отдельно, а затем просто определяет среднее значение.